Содержание |
2023
Импорт мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию за год взлетел на 64% до 181,9 тыс. штук
В 2023 году в Россию было импортировано 298,9 тыс. мотоциклов, мопедов и мотороллеров, что является рекордным показателем. Это на 64,3% больше по сравнению с 2022-м, когда было ввезено 181,9 тыс. таких транспортных средств. Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре BusinesStat, опубликованном в начале октября 2024 года.
По оценкам, в 2019-м импорт мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию составлял 135,6 тыс. штук. Год спустя показатель вырос на 17,3% — до 159 тыс. единиц. В 2021-м произошел рост еще на 31,7% с итоговым результатом 209,4 тыс. штук. Спрос на эти транспортные средства среди российских покупателей остается высоким, что объясняется несколькими причинами. Цена на мототехнику ниже, чем на автомобили, как и затраты на техобслуживание и топливо. Стоимость обучения на водительские права категории А также ниже, чем на категорию В, а программы обучения более доступные. К тому же при использовании мототехники обычно не возникает проблем с парковкой в городских условиях.
В 2022 году, как отмечается в исследовании, импорт рассматриваемых транспортных средств в РФ уменьшился на 13,1%, что связано с ухудшившейся геополитической обстановкой. Из-за санкций и проблем с логистикой были приостановлены поставки мотоциклов американской компании Harley-Davidson. Евросоюз официально ввел запрет на экспорт в Россию европейских мотоциклов стоимостью более €5 тыс. евро. Кроме того, снизилась покупательная способность россиян.
По итогам 2022-го поставки мотоциклов, мопедов и мотороллеров из Белоруссии сократились на 14,1 тыс. штук по отношению к 2021 году, из Китая — на 3,8 тыс. единиц, из Германии — на 3,6 тыс. штук, из Индии — на 1,8 тыс. единиц, из США — на 1,7 тыс. штук, из Италии — на 1,5 тыс. единиц, из Японии — на 1,4 тыс. штук. Но уже в 2023 году импорт восстановился — прежде всего за счет Белоруссии и Китая.[1]
Россияне за год купили рекордное количество подержанных мотоциклов - около 103 700 штук
Россияне за 2023 год купили рекордное количество подержанных мотоциклов - около 103 700, что на 16% больше, чем годом ранее. Объем российского рынка мотоциклов с пробегом преодолел годовой объем в 100 тыс. штук впервые. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», опубликованные в феврале 2024 года.
Примерно каждый второй мотоцикл с пробегом, который покупали россияне в 2023 году, — 49% — был произведен брендом Honda. Всего в РФ приобрели 24,1 тыс таких транспортных средств. Кроме того, популярностью пользовались марки Yamaha (16,3 тысячи единиц) и Suzuki (10,4 тысячи единиц). Пятерку востребованных брендов замыкают Kawasaki (9,1 тыс. штук) и BMW (8,8 тыс. штук).
Список самых популярных моделей мотоциклов на вторичном рынке возглавил Honda CBR c результатом в 5 тыс. купленных экземпляров за 2023 год. На втором месте – Honda CB (4,3 тыс. штук). В ТОП-5 также попали Yamaha XVS (2,5 тыс. шт.), Suzuki GSX (2,2 тыс. штук) и Yamaha YZF (2 тыс. штук).Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
По данным АО «ППК» за 2023 год на российском рынке было реализовано 27 196 новых мотоциклов, что на 76% больше, чем в 2022-м. Отмечается, что больше всего новой мототехники за всю историю российского рынка было продано только в 2014 году (30 227 штук).
Лидером среди марок по продажам мотоциклов в 2023 году стал отечественный дистрибутор китайских марок Regulmoto с показателем в 3753 проданных экземпляров. За ним следуют Racer (3129 штук), Bajaj (2831 штука), Motoland (2441 штука) и Kayo (1349 штук). Отметку в 1000 реализованных экземпляров мототехники преодолел и Voge (1290 штук).
Самой популярной моделью на российском рынке новой мототехники в 2023 году стал Racer RC300 (1662 проданных экземпляра). Кроме того, в Топ-5 попали Motoland XL250 (1262 единицы), Racer RC250 (1111 единиц), Kayo T2 Enduro (1066 единиц) и Regulmoto Sport (1025 единиц).[2]
2022
Сокращение продаж мощных мотоциклов в 2,6 раза до 1,2 тыс шт.
В 2022 году в России было продано около 1,2 тыс. новых мощных мотоциклов (с двигателями объемом от 1200 до 2000 кубических сантиметров) против 3 тыс. штук годом ранее. Такие данные аналитики BusinesStat привели в середине сентября 2023 года.
По словам исследователей, отсутствие налаженного массового производства мощных мотоциклов ставит Россию в высокую зависимость от импортных поставок, которые оказались серьезно затруднены.
Так, Евросоюз, Швейцария, Австралия, США и Япония в 2022 году установили прямой запрет на поставки мотоциклов в Россию. Поддержали их и крупнейшие производители: Harley-Davidson, Suzuki и BMW. Правительство РФ внесло продукцию данных компаний в перечень товаров для параллельного импорта, и острого дефицита мототехники удалось избежать, но сроки доставки существенно возросли. Часть потребителей в условиях высокой инфляции и неопределенности с поставками запчастей отложили покупку в начале мотосезона – как раз тогда, когда вводились первые санкции, и в течение года спрос так и не выровнялся, что обрушило продажи, поясняют специалисты.
Как отмечают в BusinesStat, мотоциклы с большим объемом двигателя позволяют комфортно передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью, что расширяет сферу их использования. Однако высокий литраж двигателя существенно увеличивает цену транспортного средства. Поэтому россияне более склонны к приобретению бывших в употреблении мотоциклов из Германии, США, Японии. Поставки такой техники осуществляют даже официальные дилеры, а покупка абсолютно легальна. В связи с этим вторичный рынок мотоциклов с объемом двигателя от 1200 до 2000 кубических сантиметров в разы превышает объемы первичного, добавляют аналитики.[3]
Сокращение продаж мотоциклов на 15,9%
Объем российского рынка мотоциклов по итогам 2022 года составил 15,4 тыс. единиц что на 15,9% меньше, чем годом ранее, когда продажи таких новых транспортных средств измерялись 18,4 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», обнародованные 20 января 2023 года.
По словам экспертов, если первые три месяца 2022 года количество купленных россиянами мотоциклов шло по нарастающей и демонстрировало положительную динамику, то далее рынок стал уходить «в минус». По данным «Автостата», самое большое падение пришлось на май: тогда рынок новых мотоциклов просел примерно на 40%. В летние месяцы ситуация стала меняться к лучшему, сезонный спрос поправил положение на рынке, однако с осени снова началось значительное снижение продаж в сегменте. Так, в декабре 2022 года рынок новых мотоциклов в РФ упал на 34%.
В топ-5 самых популярных марок на российском рынке мотоциклов по итогам 2022 года вошли:
- Bajaj (2,3 тыс. шт.; -4,3%);
- Regulmoto (1,9 тыс. шт.; +86%);
- Motoland (1,8 тыс. шт.; -2,7%);
- BMW (1 тыс. шт.; -62,9%);
- Avantis (912 шт.; рост в 2,4 раза).
Также эксперты агентства отмечают, что в 2022 году произошли серьезные изменения в структуре рынка новых мотоциклов в РФ по странам происхождения. Если в 2021 году доля производителей из Китая в данном сегменте рынка составляла 31,9%, то год спустя выросла до 48,5%. Увеличилась и доля рынка индийских мотоциклов – с 13,3% до 15,1%. А вот доля новых японских и немецких мотоциклов в России снизилась более чем в 2 раза: японских – с 14,3% до 7,1%, немецких – с 15,4% до 6,8%.
Статистика подготовлена экспертами «Автостата» на основе данных системы электронных паспортов транспортных средств.[4]
Bajaj выходит на первое место
На рынке новых мотоциклов в России по итогам 1 полугодия 2022 года сменился лидер. BMW не только уступил 1-е место индийскому бренду Bajaj, но и оказался на 4-м месте. За январь - июнь 2022 года россияне приобрели 1501 мотоцикл бренда Bajaj, 1114 - Motoland, 1046 - Regulmoto, 841 - BMW.
2021: Продажи мотоциклов в России выросли на 12,6%, до 18,4 тыс. штук
В 2021 году в России было продано 18,4 тыс. новых мотоциклов, что на 12,6% больше показателя годичной давности, который был равен 16,4 тыс. Такие данные в феврале 2022 года обнародовало агентство «Автостат».
Самым популярным брендом среди россиян является BMW Group: продажи мотоциклов этой немецкой марки в 2021 году достигли 2,8 тыс. штук, увеличившись на 27,7% в годовом исчислении.
Что касается региональной структуры, то на Москву в 2021 году пришлось примерно пятая часть этого рынка (20,9%) или 3,9 тыс. купленных новых мотоциклов. На втором месте в данном – Московская область, с результатом 2,1 тыс. штук. Третьим идет Санкт-Петербург, жители которого приобрели 1,4 тыс. единиц новой мототехники.
Из нестоличных регионов лидирует Краснодарский край (875 шт.), обогнавший Свердловскую область (867 шт.). В оставшихся регионах объем рынка мототехники по итогам 2021 года составил менее 500 единиц. Отмечается, что в десятке регионов-лидеров большинство (8 из 10) улучшили свои результаты по сравнению с 2020 годом. В небольшом «минусе» только Челябинская область (-2,6%) и Красноярский край (-3,8%). Самый большой рост зарегистрирован в Краснодарском крае (+34,8%).
По словам экспертов, покупка мотоциклов традиционно носит сезонный характер. Анализ показал, что во втором квартале объем рынка мототехники оказался наибольшим. Это единственный квартал, в котором была отмечена положительная динамика (+58,6%). Но здесь, как считают эксперты агентства «Автостата», сыграла свою роль не только сезонность, но и низкие объемы рынка в апреле-июне 2020 года, когда из-за пандемии коронавируса COVID-19 многие точки продаж мототехники были закрыты.
По данным «Авто.ру», к декабрю 2021 года относительно января цены на новые мотоциклы упали на 14%.[5]
2020: Рост рынка на 25% до 16,4 тыс штук
В 2020 году российский рынок новых мотоциклов вырос на 25%. За 12 месяцев были проданы 16,4 тыс. мотоциклов. Лидерами стали марки из Китая, на которые пришлось 35% всех продаж. На мотоциклы японских и немецких марок приходится 14% и 13,6% рынка соответственно, на индийские и американские — 11,6% и 7,6% соответственно.
См. также
Примечания
- ↑ В 2023 г импорт мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию достиг рекордного значения – 299 тыс шт.
- ↑ В 2023 году жители РФ приобрели рекордное количество подержанных мотоциклов
- ↑ В 2022 г продажи новых мотоциклов с объемом двигателя от 1200 до 2000 см3 в России снизились в 2,6 раза и составили 1,2 тыс шт.
- ↑ Российский рынок новых мотоциклов снизился на 15,9 процента в 2022 году
- ↑ Российский рынок новых мотоциклов в 2021 году